Школа Цукерберга
В 2010 году Марк Цукерберг решил жертвовать деньги на улучшение образования в своей стране. Он проанализировал ситуацию в школах США и у него возникла идея: улучшить образовательную систему, преобразовав её по образу компаний Кремниевой долины. Ведь в его компании все сотрудники работают эффективно, стремятся изменить мир, так почему бы не привить подобные ценности в школах, думал Цукерберг.
Корреспондент Washington Post Дейл Руссакофф следила за последствиями первого благотворительного проекта Цукерберга и описала произошедшее в книге "The Prize: Who's in Charge of America's Schools?".
Жена Цукерберга, Присцилла Чан, во время обучения в университете принимала участие в волонтёрских программах помощи детям из бедных и неблагополучных семей, помогая им справиться с трудностями в школе и дома, что очень его впечатлило. Недовольство системой образования и пример близкого человека вдохновили его на занятие благотворительностью. Марк и Присцилла вместе начали искать, с какой стороны им подойти к решению накопившихся в государственных школах проблем.
В начале 90-х в США появились чартерные школы. Эти школы существуют вне системы обычных государственных школ, их относят к системе альтернативного образования, но при этом они частично финансируются государством. Чартерные школы получают часть своего бюджета от различных благотворительных фондов и стараются привлекать лучших учителей. В таких школах учатся меньше детей, чем в обычных государственных, а средняя успеваемость в них выше.
Сокращённое количество бюрократических процедур в чартерных школах приводит к тому, что на обучение каждого ребёнка приходится больше средств. Для обычных школ часто выделяют даже больше денег, но из-за бюрократии в конечном счёте до самих детей средств доходит гораздо меньше.
Президент Обама был так приятно удивлён показателями чартерных школ, что решил постоянно увеличивать их количество в городах, где успеваемость оставляет желать лучшего. Цукерберг также увидел, что подобные школы вместе с рыночной системой оценки учителей могут стать будущим среднего образования.
По плану Марка, на его деньги должны были открывать чартерные школы, реформировать существующие, а учителя должны оцениваться исключительно по успеваемости их учеников, а не по стажу работы и возрасту.
Как раз в это время в крупнейшем городе штата Нью-Джерси Ньюарке мэр Кори Букер планировал изменить ситуацию в школах. Он заручился поддержкой губернатора штата Криса Кристи, получив дополнительные полномочия в направлении образования.
Кори Букер был своего рода звездой города. Он стал мэром Ньюарка в 2006 году и направил усилия в первую очередь на борьбу с преступностью. За несколько лет ему действительно удалось сократить количество преступлений и в целом улучшить настрой жителей города — они видели в нём человека, который мог поднять Ньюарк из «руин».
Букер и Кристи понимали, что для реформирования школьного образования в городе им понадобится много денег и сил на отстаивание своей точки зрения перед профсоюзом учителей, родителями учеников и прочими связанными с образованием организациями. Тем не менее мэр и губернатор решили действовать. Букер предложил план, по которому реформы должны были производиться «сверху вниз», дабы избежать чрезмерного сопротивления.
С конца 50-х годов в Ньюарк начали массово переселяться темнокожие жители южных штатов, что в свою очередь повлекло за собой переселение «белых» в другие города и штаты. В 60-х больше половины населения города составляли афроамериканцы. С 1962 года по 2006 год мэры Ньюарка попадали в тюрьму за превышение полномочий и воровство. Уровень преступности сильно вырос, на улицах орудовали банды, появилось большое количество наркопритонов.
Школы Ньюарка постепенно ветшали, деньги на их ремонт практически не доходили до адресатов, а сразу попадали в карманы чиновникам. Учебников становилось всё меньше — книги изнашивались, а новые было трудно получить. Дети стали бросать школы — так поступили около половины всех школьников. Многие из них формировали банды, убивавшие в том числе и своих бывших одноклассников.
Социальная обстановка серьёзно ухудшилась, позже дети этих преступников должны были идти в школы, но ситуация дома совершенно не способствовала их успеваемости и настрою на светлое будущее. Правительству страны пришлось взять школы Ньюарка под свой контроль, чтобы удержать их от полного развала.
Букер в 2010 году через сестру Шерил Сэндберг, исполнительного директора Facebook, познакомился с Цукербергом на медиа-конференции, проходившей в Сан-Валли, штате Айдахо. Марк рассказал ему о своих планах по преобразованию школьной системы страны и о том, что ищет первый город для запуска реформ. Букер в некоторой степени сыграл на амбициозности Цукерберга, предложив ему Ньюарк в качестве места для революционных преобразований, которые повлияли бы на целый город.
У Марка на тот момент не было опыта в благотворительности. Он знал, чего хочет, но о самом процессе имел очень поверхностное представление. Цукерберг согласился выделить $100 млн, если Букер сможет привлечь такую же сумму из других источников.
О своём намерении выделить деньги на помощь школьной системе Ньюарка Цукерберг, по предложению Букера, публично заявил на шоу Опры Уинфри. Это должно было помочь карьере Букера и в то же время представить Марка Цукерберга в положительном свете, особенно на фоне выхода в прокат фильма «Социальная сеть».
Марк должен был перечислить $100 млн на протяжении 5 лет из своего фонда Startup:Education на счёт специально созданной организации Foundation for Newark's Future (F.N.F.). К деньгам Цукерберга Букер и Кристи привлекли средства из нескольких фондов, включая фонд Билла и Мелинды Гейтс. А в совет F.N.F. включили только тех, кто пожертвовал в фонд от $10 млн и больше, что было серьёзной ошибкой, как позже отметили эксперты.
Когда проблемы с бюджетом были решены, пришло время самого преобразования школ Ньюарка. Для начала F.N.F. наняла Tusk Strategies — консультационную компанию, занимающуюся стратегическим планированием для политиков и организаций. Tusk Strategies до этого уже занималась консультационной деятельностью по чартерным школам в Нью-Йорке. Главным предложением компании стало проведение открытых для жителей города собраний, где все желающие могли предлагать свои идеи по улучшению школьной системы Ньюарка.
Фактически же эти встречи не оказывали большого влияния на план реформирования, а общественный консультационный совет сформировали только в 2012 году, когда большая часть выделенных средств уже была распределена по решениям, принятым внутри F.N.F.
Желающих помочь реформам среди жителей города оказалось много. На проводившихся встречах учителя предлагали свои советы, мотивируя это тем, что они лучше всех знакомы с проблемами детей и знают, какие шаги следует предпринять.
Крис Кристи в конце 2010 года назначил Кристофера Серфа, до этого работавшего заместителем начальника управления школами Нью-Йорка, уполномоченным по делам образования Нью-Джерси. Кристофер Серф долгое время был неофициальным советником Кори Букера по образованию. К 2010 году Серф организовал консультационную фирму Global Education Advisers, получившую от фонда $2,8 млн. В общей сложности на оплату услуг консультантов F.N.F. потратила $20 млн к 2015 году.
Эта компания под руководством Серфа начала проводить анализ ситуации различных систем, относящихся к школьному образованию Ньюарка. Но после назначения его руководителем образовательной системы Нью-Джерси Крис Серф покинул компанию.
В 2011 году, после затянувшихся поисков, руководителем школьной системы Ньюарка Крис Кристи назначил Кэми Андерсон — советника и давнего друга Букера. Андерсон вместе с консультантами и аналитиками подготовила план действий, который в итоге и привёл к протестам против реформирования школ Ньюарка.
В соответствии с идеями Цукерберга, Андерсон взялась за увеличение количества чартерных школ, обновление и преобразование обычных государственных школ. Зарплаты учителей предлагалось серьёзно повышать в зависимости от их эффективности. Так, для особо успешных педагогов Цукерберг предлагал ввести бонусы до 50 процентов от ежемесячной зарплаты. Малоэффективных учителей вне зависимости от их стажа он предлагал увольнять. В целом механизм должен был напоминать процесс работы ИТ-компаний, знакомый основателю Facebook.
Но Марк не знал, что по законам Нью-Джерси учителей так быстро не получится уволить, а при их оценке обязательно должен учитываться их стаж. Крис Серф смог частично изменить механизм, договорившись с профсоюзной организацией учителей о большем контроле за эффективностью, повышении зарплат и бонусах, но установленное обязательное условие о стаже пришлось сохранить. Это привело к тому, что молодым учителям, постоянно работающим с отличными показателями и посвящающим дополнительные часы работе с отстающими учениками, придётся, в любом случае, много лет идти к ощутимым повышениям и премиям. Плохих учителей всё равно непросто уволить, и, даже в случае увольнения из обычной школы, они могут прийти работать в чартерную.
Ещё больше неприятия возникло, когда работники школьной системы образования узнали, что их ждут масштабные сокращения. Кэми Андерсон пришлось пойти на этот шаг, чтобы открыть новые чартерные школы и сохранить достаточный уровень качества обучения. Для сдерживания гнева уволенных учителей им даже продолжали платить из средств фонда. Пока педагогам пытались повысить зарплаты, составлявшие планы консультанты получали по тысяче долларов в день. Бюджет школ города пришлось сократить на $18 млн.
Родители учеников сначала приняли положительно новые школы и программу обучения, заметив, что их детей стали лучше учить. Однако в целом уровень образованности практически не повышался, и только 2 процента выпускников школ Ньюарка были готовы к продолжению обучения в вузах.
Андерсон сдержала порыв Букера и Кристи открывать как можно больше чартерных школ, объяснив им, что таким образом они рискуют потерять большое количество учеников, которым не найдётся места в новых учебных заведениях. Такие школы не могут принять сразу всех желающих и при этом удержать высокую планку качества обучения. Вместо этого Андерсон направила часть средств на восстановление обычных школ и помощь нуждающимся детям.
Необычной для жителей Ньюарка стала новая система распределения учеников по школам. Андерсон назвала свой план «One Newark», в котором согласились принять участие 55 обычных школ и 16 чартерных. Родители теперь могли выбирать, в какую школу города они хотят отправить своих детей, а дальше компьютерная система случайным образом выбирала, куда распределить новых учеников. По словам организаторов реформ, эта система давала всем примерно равные условия, а дети из самых малоимущих семей теперь могли попасть в хорошие школы.
Но при этом система не учитывала, что у многих семей нет своего транспорта, чтобы перевозить детей из одного конца города в другой, а выделить школьный транспорт для всех было уже невозможно. Детям пришлось часто ходить через опасные районы с очень высоким уровнем преступности.
Самым заметным противником реформ стал Рас Барака, на тот момент директор школы Central High School и член Муниципального совета Ньюарка. Барака считал, что реформы не возымеют нужного эффекта из-за своей направленности. Он утверждал, что для улучшения ситуации, в первую очередь, необходимо решать проблемы семей и бедности населения.
У Андерсон начались серьёзные проблемы, всё больших недовольных призывали к сдерживанию и отмене школьных реформ. Ей и её семье начали угрожать расправой. Внутри F.N.F. она также потеряла поддержку из-за своего нежелания расширять программу чартерных школ.
В это время ей помогла бы защита со стороны Букера или Кристи, но они оба были заняты своими делами. Букера выбрали новым сенатором от Нью-Джерси, и в 2013 году он уехал в Вашингтон, а Кристи начал готовиться к президентской гонке, собирая ресурсы для своего продвижения на выборах.
Рас Барака призывал вернуть контроль над городом в руки его населению. Он собрал много своих сторонников и выдвинул кандидатуру на пост мэра Ньюарка, победив на выборах в 2014 году. Кэми Андерсон пришлось покинуть город, опасаясь за жизнь своей семьи, а позже она сложила свои полномочия. Её место занял Крис Серф, пообещавший вернуть контроль над образованием в руки местного самоуправления.
До сих пор нет абсолютно точных данных, подтверждающих серьёзное преимущество уровня образования в чартерных школах над обычными. Чаще всего более высокие показатели наблюдаются в благополучных районах, где качество образования и так выше средних показателей.
Изменения в образовании требуют времени и внимания. Мы собираемся работать над улучшением государственного образования на протяжении многих лет, совершенствуя наш подход.
Марк Цукерберг, генеральный директор Facebook
За 5 лет Марк Цукерберг понял, что изолированно от других проблем улучшать систему образования не получится, и на это уйдёт гораздо больше времени. Для Кремниевой долины, где определённые результаты можно получить достаточно быстро, 5 лет — большой срок, но в таких сферах как образование нужен другой подход.
Марк считает, что проект в Ньюарке нельзя считать провальным, ведь в целом показатели школьников там улучшились, но ожидаемая им модель, которую он планировал перенести на другие города, не была получена.
Из этого проекта мы вынесли много уроков, которые уже применяем в нашей следующей серьёзной попытке в области залива Сан-Франциско.
Марк Цукерберг, генеральный директор Facebook
Марк и Присцилла не прекратили свою благотворительную деятельность — напротив, они увеличили количество пожертвований. В 2014 году их фонд Startup:Education выделил $120 млн на помощь школам, расположенным в Области залива Сан-Франциско, где Цукерберг может внимательнее наблюдать за ситуацией. Кроме того, Присцилла решила открыть в Пало-Альто школу для малоимущих детей, в которой им будет также оказываться необходимая медицинская помощь и наблюдение.
Sent from my iPhone
Комментариев нет:
Отправить комментарий